Информационная война Россия vs. Украина: как вырастить из соседа злобного врага

В современной отечественной политике, как в шоу-бизнесе, превалируют не люди, а образы. Эти образы создают и воплощают политтехнологи и пиарщики. Команды из таких специалистов знают настроения общества в целом, и на какие эмоции нужно давить у рядового избирателя. Не из головы: их команды проводят серьёзные социологические исследования. Они шлифуют детали во внешнем виде, поведении, речи политика, ведут его, начиная с предвыборной кампании. Фактически, весь украинский полит-бомонд сегодня – результат работы «серых кардиналов» политики. Не беда! Таков дух современности. Ты можешь быть 100 раз отличным дипломатом и 1000 – экономистом, способным спасти страну. Без грамотной рекламы проиграешь на выборах, например, кандидату, на котором негде клейма поставить.
Манипуляция – наше всё!
Манипулировать человеческим сознанием пытаются, конечно, не только в политике: реклама зубной пасты по ТВ, расположение отделов в супермаркете… да где угодно, там, где нужно в чём-то убедить и получить от этого некую выгоду. Бог с ней, с этой такой манипуляцией.
В последнее время мы с вами столкнулись с тем, в чудовищность существования чего не верили. В то, что, благодаря подмене понятий, можно «белое» назвать «чёрным», тем самым спровоцировать людей взять в руки оружие и оправиться убивать. Поговорим об информационной войне России и Украины. В ней, как ни прискорбно, наша страна оказалась в роли защищающейся стороны.
Информационный фронт в эпоху массовых коммуникаций очень мощное оружие. Это отдельная война, где в плен сдаются не телесно, а сознанием. В ней нет учёта снарядов и патронов. Противник «бомбардирует» бесконечным количеством очень «тонких» понятий. Социальные сети для молодёжи, ТВ для более старших людей. Как же оказалось, что на востоке страны и в Крыму живут антагонисты Украины? Попробуем разобраться.
![]() |
Что происходит с настроениями людей в России и частично в Украине – результат работы не одного дня или даже года. В какой-то момент власть «выключила» в СМИ журналистику и «включило» пропаганду. Такую же безаппеляционную и «давящую» на патриотические чувства, как когда-то в СССР: мы – «белое», страны вокруг - «чёрное». На первый взгляд не отличить, но в газетной статье, посте в фейсбуке или телерепортаже, требующих журналистской беспристрастности, стало в разы больше оценочных характеристик и манипуляций. Не удивительно, если учитывать, что в отличии от той же Украины, почти всеми средствами массовой информации у северного соседа де-факто владеет государство. Пока дело касалось внутренних неудач их власти, мы считали это их проблемой. Теперь вся эта «железная» машина направлена в нашу сторону.
Георгий Мирский, историк, заслуженный деятель науки РФ:

По следам Геббельса
Всё, чем сегодня оперирует российская пропагандистская машина в своё время теоретизировал и испробовал на практике Йозеф Геббельс, главный идеолог Третьего рейха.
«Дайте мне СМИ, и я из любого народа сделаю стадо свиней», «Мы добиваемся не правды, а эффекта», «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой», «Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще». Всё это – его высказывания. Старые методы войны с чётким разделением на защищающегося и нападающего отошли в прошлое. С развитием массовой коммуникации важным стало то, как твою агрессию увидит окружающий мир, а особенно те, на кого ты напал. Появилась возможность убедить жителей оккупированных территорий в том, что это им во благо, или даже сделать так, что они сами желали оккупации. В таком деле о морали можно забыть.
Основные принципы Геббельса:
- внеэтичность, использование белой, серой и черной пропаганды;
- упаковка пропаганды в привлекающую внимание оболочку;
- особая роль массовых коммуникаций (радио, телевидение) в контроле над сознанием;
- массированное использование фальсификаций (то, что сейчас называют «черным пиаром»);
- давление на болевые точки психики «святые» понятии для людей: родители и дети, дом;
- давление на психику яркими образами: кровавые кадры, жуткие истории.
Мечтой Геббельса было телевиденье. В середине XX века оно было роскошью даже в Германии, поэтому использовать его полноценно в своей стратегии он не смог. Сейчас – другое дело. Огромное количество людей на постсоветском пространстве свято верят всему, что говорят с экрана. Особенно, если диктор говорит то, что «хочется» слышать. Но телеверы не догадываются, что их желания сформировались под воздействием пропаганды, в том числе телевизионной. Вот такой получился замкнутый круг.
Многих людей – в России или Украине - переубедить невозможно, уверен Денис Богуш, политтехнолог, глава украинского Центра изучения манипулятивных технологий, специалист по антикризисным кампаниям. Его организация за десятилетие работы «разложила по полочкам» тезисы информационной войны.
![]() |
Почему началась мощная пропагандистская кампания против Украины? Из-за опасности вступления нашей страны в НАТО? Из-за риска нынешней власти потерять «скипетр» на ближайших выборах («маленькая победоносная война»)? Империалистические претензии на территорию? Вероятно, однозначного глобального ответа нет. Оттого локальные цели очень разнообразны. Основные:
- дестабилизация ситуации в Украине, снижение доверия граждан к власти и государственным институтам;
- психологическое давление на руководство страны для его дезориентации;
- обеспечение существования в Украине агрессивных групп поддержки России;
- обман, с целью перекладывания на Украину ответственности за человеческие жертвы и разруху;
- информационная поддержка по отбеливанию действий российских войск, участвующих в конфликте;
- нейтрализация возможной критики России ведущими западными странами;
- обеспечение максимальной поддержки населением России политики правящего режима в целом и в отношении Украины.
Каждое информационно-пропагандистское сообщение действует на человека сразу на нескольких уровнях:
1. Инстинктивно-эмоциональный, животный. Провоцирует тревогу, страхи голода и холода, смерти (ужасные картинки трупов, рассказы на манер «распятого ребёнка»). Особенно действенна по отношению к людям, которые взяли в руки оружие.
2. Рациональный. Логический текст, картинка. Оперирование ярлыками. Перевод мышления в бред. Предоставление кучу псевдо-аргументации в своей пропаганде, логика есть. Мы знаем, что происходит. Для нас это бред, но для людей, которые уже «проглотили» базовый уровень установок информация кажется логически обоснованной.
3. Семантический или смысловой. Многие на этом уровне уже не думают, а воспринимают сказанное с безоговорочной верой. Оперирование концепциями.
4. Архитипический, надсмысловой. Групповые инстинкты, коллективные страхи, вопрос идентичности.
Такой «бутерброд» эффективен в работе с разными аудиториями: рабочий класс, интеллигенция, домохозяйки и т.д. На разные аудитории. Задача в том, чтобы в конце концов довести людей до того, чтобы они воспринимали всё, что происходит, только на первом уровне.
Аллан Левитов, специалист по информационной войне, противодействию толлингу:
«Задача агрессора уничтожить экономику и дестабилизировать общественно-политическую жизнь в Украине, тем самым ликвидировать само украинское государство. Тактика: паника, праведный гнев или подстрекательство, депрессия (нас "слили"!..), расстерянность (кому верить?..)". Инструменты: - кремлёвские и прокремлёвские СМИ в Украине, интернет-тролли, агенты информационного влияния (одиозные политики/журналисты, публично поддерживающие террористов), митинг-титушки, топтуны или "сарафанное" радио, намеренно распространяющие слухи».
Андрей Шипилов, российский блогер:
«Так получилось… вчера я весь день ездил по столице… со включенным… радио. Не с телевизором, всего лишь с радио. Все, абсолютно все новости, которые я слышал, так или иначе, касались киевской фашистской хунты и американской агрессии против РФ…
…В течение всего дня это все это лилось на меня непрерывным потоком, и не просто лилось, а лилось очень аргументировано, со всякими логическими обоснованиями, ссылками на серьезные источники и подтверждением из уст экспертов с громкими учеными званиями и должностями.
К вечеру я ощутил момент, когда мои кулаки стали наливаться свинцом от ненависти к бендеровским фашистам-националистам, а в груди начало зреть твердое решение уехать воевать на дамбас, чтобы защитить Родину от американской агрессии».
![]() |
Елена Кулиш, украинский блогер:
«Этот монстр – не нечто аморфное. Это люди. Мужчины и женщины, такие же как мы с вами, с которыми я, например, всю свою жизнь гуляла одними улицами, дышала одним, не очень чистым, но таким родным воздухом Донбасса, радовалась ослепительному солнцу, поливающему бескрайние донецкие степи, удивлялась красоте и практически европейскому обличью родного города…
Как случилось, что эти люди превратили свою землю в угрозу мира в Европе? Я перестала созваниваться с приятелями, знакомыми, оставшимися там. Устала от потоков ненависти, злобы, пропагандистских штампов, иногда отчаяния, а иногда необоснованной уверенности, что «жизнь налаживается – вот гуманитарку получили, а скоро русские паспорта будут выдавать» и тому подобных радостей. Я не знаю, о чем говорить с теми, кто уверовал, что их окружают враги – «придут и будут убивать и насиловать», что «во всем виноваты «фашисты», «бендеры» и «укропы»».
Что делать?
Вопрос, как победить в информационной войне и на как сражается в ней Украина сейчас, обсуждали специалисты этой сферы. На круглом столе «Тайны информационного фронта». Вот некоторые из предложений.
Денис Богуш:

- зона АТО, Крым;
- остальная Украина;
- Россия (Москва, СПб – одна, остальная страна - другая);
- Европа, США.
Для этого оперируем достоверными фактами. Например:
- отрезвляющий фактор Груза-200. Как показывает практика, больше 10 тыс. солдат уже вернулось домой таким образом и ничего. За 10 лет в Афганистане погибло 15 тысяч;
- внешнеполитический аспект – поддержка Украины мировым сообществом;
- санкции;
- разоблачение лжи и манипуляций, как, например, волонтёрский проект stopfake.org
- падение «Боинга» и т.д.»
Сергей Гайдай, политтехнолог, директор по стратегичному планированию социально-инжинирингового агентства:

Что делать?
1. Дать возможность гражданскому сообществу продолжать вести информационную войну. Вместо Минпропаганды, сделать при каждом министерстве информотдел, который будет выступать заказчиком у частных исполнителей. Таким образом, талантливое и честное общество останется исполнителем.
2. Перестать врать. Тезис: народ глуп, ему нельзя говорить правду, давайте будем с ним поосторожнее – уже не вариант. Вопиющая неправда - объявление потерь во время войны. Апогей - вывод наших войск. Украинский гражданин имеет право на точную, достоверную и полную информацию из официальных источников.
3. Формировать информационную среду. Развеять миф о России, как о стране успеха. Новости - мощное оружие, но есть, например, сериалы. Пока что происходит наоборот»
Владимир Чеповой, генеральный директор издательства «Блиц-информ», экс-руководитель ИАЦ СНБО:

Виктор Трегубов, журналист, политаналитик:

Подавляющее большинство экспертов говорит о необходимости создания единого координационного информцентра власти, общества и журналистов. И почти никто не видит его в воссозданном Мининформполитики. Слишком любит государство имитировать, а не делать.
Напоследок, народная мудрость и история учит – какой бы чудовищной не была ложь, правда рано или поздно «всплывёт». Другой вопрос, как скоро? Ведь нормально жить хочется «сейчас», а не «потом».
'via Blog this'
Комментариев нет:
Отправить комментарий